Как стать профессиональным копирайтером — с чего начать и как развиваться

Как стать профессиональным копирайтером — с чего начать и как развиваться

Как стать профессиональным копирайтером — с чего начать и как развиваться

Содержание статьи

Судя по количеству поисковых запросов популярность копирайтинга медленно, но уверенно растет. Вспоминаю себя в начале пути. В голове куча вопросов — как написать статью, где брать заказы, как зарабатывать больше. Информацию приходилось выискивать по крупицам. В этой статье я хочу поделиться личным опытом и рассказать, как стать копирайтером с нуля, где учиться и где искать заказы.

Кто такой копирайтер

Не каждый, кто занимается написанием статей для сайтов, зовется копирайтером. Копирайтеры — люди, создающие рекламный контент. Цель таких текстов — продавать товары или услуги, побуждать пользователей к определенным действиям (например, записаться на консультацию, где вам продавать будут уже другие люди).

Специалистов, которые создают информационный контент, называют веб-райтерами. Они пишут полезные и познавательные статьи, рассказывают, как выбрать пылесос, в каком банке лучше взять кредит, как воспитывать детей. И хотя веб-райтинг и продающий копирайтинг стоят на разных полюсах одной профессии, разделение между ними весьма условное.

Лично я не разделяю коллег исходя из типа текстов, с которыми они работают. Называю копирайтером каждого, кто пишет статьи для сайтов. К тому же, многие не специализируются на чем-то одном и создают любой вид контента — от текста для главной страницы до постов в социальные сети.

Как написать статью для сайта — пошаговый алгоритм

Вы получили первый заказ или решили написать пробную статью для оценки своих возможностей. Сразу возникает вопрос — с чего начать? Начните с самого простого — составьте план. Подумайте, что интересно читателю в разрезе вашей темы, о чем он хочет узнать.

Пример. Статья-обзор новой модели ноутбука. Что интересует читателя — для каких целей подходит устройство, удобно ли его носить с собой, сколько времени держит заряд батарея, что входит в комплектацию, продается с операционной системой или без, какова стоимость ноутбука, чем отличается от более старых моделей и т.д.

Перед написанием плана статьи составьте портрет вашего читателя. Текст на одну и ту же тему кардинально отличается по содержанию в зависимости от целей статьи и аудитории, для которой он предназначен. Для примера возьмем тему про путешествие в Аргентину. В таблице разберем, о чем писать в статье, исходя из ее предназначения.

Кто будет читать статьюНачинающий путешественник. Купил тур заранее. Раньше так далеко не летал.Бывалый турист. Хочет посетить Аргентину, но пока не определился, каким способом это сделать.Семья, которая выбирает, куда поехать в отпуск. Есть свои предпочтения. Ищут оптимальный вариант.
Что интересно читателюСколько денег взять в поездку.
Какие рестораны посетить, что вкусного попробовать.
Какие сувениры привезти с собой из путешествия.
Какая погода будет во время поездки.
Куда поехать и что посмотреть.
Как добраться до места назначения, легко ли это сделать самостоятельно.
Какие есть нетуристические маршруты.
Где и как лучше снять жилье, если не покупать тур.
Безопасно ли путешествовать самостоятельно.
Подходит ли страна для отдыха с детьми.
Какие достопримечательности стоит посетить.
Есть ли пляжи, где и какие.
Какой уровень сервиса в отелях.
Популярные курорты, их преимущества и недостатки.

Профессия копирайтера — это не только писать тексты. Автор должен быть немного психологом, чуть-чуть маркетологом и немного продавцом. Если вы не знаете, что интересно читателю и о чем писать статью, воспользуйтесь подсказкой любого сервиса по подбору поисковых фраз, например, тот же Яндекс.Вордстат. Зайдите на сайт wordstat.yandex.ru, введите в строку поиска произвольную фразу по теме статьи и посмотрите, что пользователи ищут в сети.

Поиск в Яндекс.Вордстат

Теперь мы видим, что пользователей интересуют отзывы, безопасность и достопримечательности. Используйте несколько площадок, вводите несколько фраз, и сервис выдаст вам практически готовый план для написания статьи.

Написать текст по подготовленному сценарию легче, нежели без него. Вы тратите меньше времени на размышления, потому что четко знаете, где и о чем нужно рассказать читателю. Скажу даже больше, хороший план — половина успешно выполненной работы по написанию статьи для сайта. Это его каркас. Теперь остается лишь собрать домик.

После написания плана приступайте к поиску информации для будущей статьи. Используйте авторитетные источники, сайты с большой посещаемостью. Можно искать информацию в тематических группах в социальных сетях, на форумах, использовать собственный опыт, если он имеется.

Теперь, когда вы знаете, для кого писать, о чем писать и что писать, приступайте к «сборке» текста.

Совет! Структурируйте текст. Делайте короткие абзацы, вставляйте текстовые врезки, пишите простым языком. Не делайте предложения слишком сложными и слишком длинными. Добавляйте таблицы, схемы там, где это уместно.

Где взять портфолио копирайтеру без опыта

С каждым новым выполненным заказом у вас появится еще один пример текста для сайта, который вы разместите в своем портфолио копирайтера. Что же делать на начальном этапе, когда потенциальному заказчику показать нечего? Как стать копирайтером, если нет опыта? Ответ прост — пишите для себя.

Для начала определитесь с темами. Выберите те, которые вам интересны, пользуются спросом, на которые вы можете легко и быстро писать в силу своих знаний, образования, опыта, профессии и т.д. Зайдите в сервис по подбору ключевых слов и выберите тему статьи, исходя из интересов пользователей. Напишите несколько статей в разных тематических категориях. Их вы и будете показывать потенциальным заказчикам.

Когда в вашем арсенале появится несколько примеров, начинайте работать с реальными заказчиками.

Самый простой способ оформить портфолио копирайтера — опубликовать его на площадке clippings.me. В рамках бесплатного тарифа можно добавить 10 ссылок на опубликованные работы. На начальном этапе этого вполне достаточно. В будущем сервис можно заменить на собственный сайт копирайтера.

Биржи контента и сайты фриланса — советы и рекомендации по работе

Существует два самых популярных места, где копирайтеры встречаются с заказчиками — биржи копирайтинга и сайты фриланса. Теперь подробности.

Биржи контента.

Биржа — это подобие некой доски объявления, где пользователи размещают заказы на написание текстов. Задача копирайтера — продать свои умения и получить заказ в работу. За каждую сделку биржа получает комиссионные. Их платит либо исполнитель, либо заказчик, либо обе стороны. Это зависит от самой площадки.

Популярные биржи копирайтинга

Etxt.ru
Эта биржа популярней, чем конкуренты, а комиссия здесь меньше, чем на похожих площадках. Начать работать просто. Зарегистрируйтесь, заполните профиль и оставляйте заявки к заказам. Как правильно откликаться на заказы копирайтеру, я писала здесь.

copylancer.ru
Биржа со свободной регистрацией. Видимость заказов зависит от уровня пользователя, который рассчитывается по сложному алгоритму. На него влияет оценка заказчика и количество выполненных работ. Можно брать заказы своего уровня с автоматическим принятием в работу.

textbroker.ru
Закрытая площадка. Чтобы попасть сюда, нужно написать письмо администрации, рассказать о своих заслугах, приложить ссылки на свои профили на других биржах копирайтинга. Начальный ценник для копирайтера-новичка — 75р./1000зн. Необходимо брать в работу хотя бы 1 заказ в 3 месяца или забанят.

miratext.ru
Чтобы попасть на эту биржу, нужно пройти небольшой тест на грамотность и написать сочинение на заданную тему. После этого откроется доступ к заказам. Многие можно взять в работу сразу, не дожидаясь согласования с заказчиком.

Многие коллеги считают биржу копирайтинга не самым подходящим местом для работы. Я согласна с этим утверждением только частично. Эти площадки подходят для старта, но засиживаться на них не стоит. Одна из причин — невысокий уровень цен на услуги копирайтера. На изображении скрин страницы с заказами с ценой от 100 рублей за 1000 знаков на популярной площадке. Таковых всего 29 штук.

Заказы на бирже копирайтинга

Сайты фриланса.

Среди сайтов фриланса популярность получили две площадки — fl.ru и freelance.ru. Их функционал схож. Пользователи размещают заказ, фрилансеры предлагают свои услуги. Можно работать с бесплатным аккаунтом, но тогда вы увидите только те проекты, у которых заказчик не скрыл свои личные данные. Можно купить PRO-аккаунт и рекламировать свой профиль на главной странице сайта.

Кому и как предлагать свои услуги

Предположим, что вы недавно написали текст для лендинга для фитнес-клуба. У вас есть свежий пример работы в портфолио копирайтера. Вы можете показать его и предложить аналогичную услугу. Как найти того, кому ваше предложение будет интересно?

Способ первый.
Вы вбиваете фразу в поисковую систему и смотрите рекламную выдачу — те сайты, которые заказывают рекламу в Яндекс.Директ или Google AdWords. Переходите по ссылкам и анализируете тексты. Если текст на сайте можно улучшить, напишите об этом владельцу сайта, приложите пример из портфолио. Некоторые проигнорируют ваше письмо, а кто-то захочет у вас заказать текст для лендинга.

Рекламная выдача Гугл

Способ второй.
Потенциальных заказчиков проще и быстрее искать с помощью сервиса serpstat.com. Зайдите на сайт, зарегистрируйтесь на нем, войдите во вкладку «Инструменты». В левом столбце выберите пункт меню «Анализ ключевых фраз», затем «PPC-анализ» и «Конкуренты». Вбейте поисковую фразу и получите список сайтов, которые заказывают контекстную рекламу в этой нише. Что делать дальше, вы уже знаете.

Анализ конкурентов в Серпстат

Так можно делать с абсолютно любыми типами текстов. Например, написали коммерческое предложение по продаже франшизы, найдите в поисковике каталог франшиз и предложите свои услуги. Пишете статьи на заказ на кулинарную или финансовую тематику, обратитесь к владельцам тематических ресурсов через обратную связь.

Что почитать копирайтеру — советы из личного опыта

Копирайтер — многофункциональная профессия. Он исследует рынок и изучает предпочтения целевой аудитории, поэтому ему нужны знания в области маркетинга и психологии. Копирайтер пишет доступно и убедительно, поэтому он должен владеть писательским мастерством. Под влиянием текстов люди покупают товары и заказывают услуги, поэтому знания технологий рекламы также не будут лишними.

На момент написания статьи моя личная коллекция книг по копирайтингу и смежным дисциплинам состоит из 78 штук. В рамках статьи я составила небольшой список литературы из разряда must read. Рекомендую книги, которые прочитала лично.

Максим Ильяхов и Людмила Сарычева «Пиши, сокращай».

Авторы рассказывают, как писать простые и полезные тексты, которые будут читать. На примерах показывают, как нужно и как не нужно делать, как удалить из статьи лишнее, какие слова и выражения портят текст. В общем, полезного много. Читайте и делайте собственные выводы.

Книги Дмитрия Кота

У Дмитрия Кота вышло четыре книги. Прочитать стоит каждую. Эта литература не про мастерство написания обычных статей для сайтов. Книги Кота — настольное пособие по продающим текстам. Читайте, если хотите узнать про эффективную e-mail рассылку, создание продающего контента, приемы отстройки от конкурентов.

Книги Дениса Каплунова

Автор выпустил пять книг. Каждая отвечает на свой вопрос. Из одной вы узнаете, как писать продающие тексты. Вторая расскажет о секретах создания коммерческих предложений. Из третьей вы узнаете секреты и приемы, повышающие убедительность вашей рекламы.

Сергей Бернадский «Продающие тексты. Как превратить читателя в покупателя».

Это первая книга по продающему копирайтингу, которую я прочитала. Написана простым и доступным языком, раскрывает основные правила копирайтинга в продающем формате. Советую ее новичкам, которые уже умеют создавать информационный контент и только начинают изучать продающий.

Есть еще масса литературы по копирайтингу у зарубежных авторов, хотя мне больше по душе наши, отечественные.

Если вы хотите получить доступ к моей онлайн-библиотеке для копирайтеров, вступите в мою группу в социальной сети ВКонтакте и пришлите запрос в сообщения сообщества. Список книг, которые у меня есть, смотрите здесь.

Давайте подведем итоги. Профессия копирайтера по сложности не отличается от профессии инженера или строителя. Что же нужно делать, чтобы из новичка вырасти в автора с высокими гонорарами? Ответ прост и банален — хорошо делать свою работу.

Удачи на профессиональном поприще!