Бриф копирайтера — что это такое, пример

Бриф копирайтера — что это такое, пример

Бриф копирайтера — что это такое, пример

Содержание статьи

«А давайте мы с вами созвонимся по скайпу и обсудим работу над проектом», — такую фразу я часто слышу от своих заказчиков после предложения заполнить бриф. Отказ вызывает искреннее удивление у некоторых из них.

Я принципиально не работаю без брифа и голосовому общению предпочитаю переписку в мессенджере. На это есть веские причины. Давайте разберемся, что такое бриф, почему он незаменим при работе над продающими текстами, рассмотрим пример правильного заполнения. Скачать образец брифа копирайтера из моего личного архива вы можете по ссылке.

Что такое бриф, его виды и задачи

Бриф копирайтера похож на опросник. Обычно он выглядит как таблица. В одной колонке вы задаете заказчику вопросы о проекте, поставленной задаче, бизнесе, ожидаемых результатах. Во второй части таблицы клиент на них отвечает.

По сути, бриф — это нечто среднее между подробным техническим заданием на написание текста для копирайтера и детальным интервью с заказчиком.

Качественно заполненный бриф решает сразу несколько вопросов:

  • уменьшает время на проведение маркетингового анализа, изучение бизнеса клиента и его конкурентов;
  • позволяет избежать разногласий с заказчиком, поскольку письменно регламентирует требования к тексту;
  • упрощает составление УТП, потому что при работе над текстом ни один копирайтер не узнает бизнес лучше, чем его владелец.

У каждого текста для сайта своя задача. Одни влияют на авторитет компании, другие призваны показать экспертность и профессионализм, третьи продают товары и услуги, четвертые привлекают партнеров и инвесторов в бизнес. Для каждого типа текста нужен отдельный бриф. Рассмотрим виды брифов в разрезе поставленной задачи подробней.

Бриф на главную страницу

После изучения брифа для текста на главную страницу вы должны понять, кто ваш клиент, какие услуги он предлагает, кто его целевая аудитория и каковы ее предпочтения, с кем он конкурирует и чем выделяется. Не знаете, какие вопросы включить в бриф? Обратитесь к задачам текста.

Текст для главной должен доступно объяснить посетителю, кем является компания, чем она может быть полезна и чем она лучше, нежели остальные участники рынка.

Обязательные вопросы, которые нужно задать в брифе для главной:

  • область деятельности компании;
  • что она производит или какие услуги предоставляет;
  • какие проблемы решает и как помогает клиентам;
  • кто ее прямые конкуренты;
  • в чем ее отличие от других компаний такого же профиля;
  • кто целевая аудитория (для кого мы пишем текст);
  • кто первые лица компании;
  • известные крупные клиенты.

Задача заказчика — рассказать по-максимуму о себе и своем бизнесе. Вы же должны эту информацию переработать и представить в виде выгод для потребителя.

Бриф на написание продающего текста

Копирайтер — это, прежде всего, продавец, а уже потом составитель текстов. Больше половины времени работы над текстом для лендинга или коммерческим предложением занимает маркетинговый анализ. Чтобы попасть в цель, вам нужно изучить потенциального клиента, продукт, конкурентов, найти отличия, упаковать это все в УТП. Хорошо, если заказчик вам в этом поможет.

Бриф копирайтера для продающего текста состоит из нескольких блоков. В первом обычно располагаются вопросы о компании, ее поле деятельности, достижениях. Второй касается непосредственно продвигаемого продукта или услуги, их сильных и слабых сторонах, возражениях клиентов, проблемах, которые он может решить. В следующем блоке располагается информация о целевой аудитории — ее портрет, боли, ценности. Затем идут вопросы о деталях предложения — бонусах, акциях, гарантиях, схемах работы и т.д.

Бриф на разработку рекламы самый подробный из всех существующих.

Бриф для информационных статей и текстов для блогов

Для написания информационных статей важно знать, для кого вы пишете и какую цель преследует текст. Знание целевой аудитории влияет на стиль и подачу материала. Например, руководство по установке Windows для пенсионеров и опытных пользователей должно выглядеть по-разному.

Цель текста определяет его содержание и структуру. Если вам нужно показать экспертность, сделайте статью подробной, расскажите секреты, которые мало кто знает. Если вы пишете обзор для обычных пользователей, вдаваться в детали совсем необязательно.

Общая информация, которая присутствует в любом брифе, касается пожеланий по стилю, структуре, отдельным блокам текста. Попросите примеры удачных и неудачных текстов по мнению заказчика. Спросите, какую информацию он хочет видеть, а чего не должно быть вообще.

Как заполнять бриф копирайтера

Существует несколько вариантов оформления брифа копирайтера. Первый — выслать заказчику текстовый документ в формате .doc или .docs. Это самый неудачный способ брифования. Вряд ли с первого раза вы получите то, на что рассчитывали. Вам придется пересылать текст туда-обратно. Это неудобно. Да и нет гарантии, что у вашего заказчика установлен Word.

Второй и третий способ — создание и заполнение брифа в облаке. Они отличаются только формой подачи материалов. Один предполагает работу с Google Forms (Гугл формами). Второй рассчитан на работу с Google Docs (Гугл документами).

Я работаю следующим образом. Для каждого клиента у меня заведена отдельная папка на Гугл Диске. Туда я копирую шаблон брифа, открываю к нему доступ по ссылке и высылаю ее заказчику. Он может заполнить бриф в любой удобный момент. Сразу или по частям.

Бриф в Google Forms выглядит красиво. Я не использую этот метод, потому что он не предполагает пауз в процессе заполнения. Его нужно заполнить сразу. Если вы выключите компьютер или закроете вкладку в разгар процесса, информация не сохранится. Работу придется проделывать заново.

Пример качественно заполненного брифа

Этот раздел, прежде всего, я пишу для тех, кто хочет заказать тексты у копирайтера. Мне часто приходилось получать бриф с примерно таким описанием целевой аудитории: «Мужчина/женщина. Возраст 16-60 лет. Достаток выше среднего». Увы, но это никуда не годится. Писать текст, опираясь на такой бриф, — это продавать все и всем. Совершенно неудачный подход.

Копирайтер на этапе проведения маркетингового исследования бизнеса клиента составит менее абстрактный портрет вашей целевой аудитории, изучит конкурентов, выявит слабые и сильные стороны продукта самостоятельно. Есть одно НО! Никто лучше вас не знает ваш бизнес. Только вы сталкивались с реальными возражениями покупателей и знаете подводные камни, о которых трудно догадаться человеку непосвященному даже при полном погружении в ваш бизнес.

Хотите эффективный текст для лендинга с высокой конверсией? Планируете привлекать партнеров с помощью коммерческого предложения? Ответьте на вопросы максимально подробно. Хороший пример копирайтерского брифа на разработку продающего текста, заполненного реальным заказчиком, можно посмотреть по ссылке.

Копирайтеру на заметку — почему не стоит работать без брифа?

Информация в брифе четко структурирована. В любой момент времени вы легко найдете те данные, которые нужны именно сейчас для написания конкретного блока текста.

Редкий заказчик с первого раза присылает качественно заполненный бриф. Скорее всего вам придется дорабатывать его, задавать дополнительные вопросы. Заполнять самостоятельно бриф вместо клиента не советую. Вы не узнаете всех тонкостей бизнеса лучше его владельца, даже если потратите неделю на изучение темы.

При сдаче проекта вам не скажут, что на самом деле надо было сделать не так, а эдак. У вас будет письменное доказательство в виде брифа, которое вы сможете использовать в случае возникновения разногласий с клиентом.

Бриф для копирайтера, как карта для мореплавателя. Он является отправной точкой и необходимым минимумом для проведения маркетингового анализа.

Нужен текст для сайта? Пришлите письмо на почту yluazima@gmail.com. Обсудим ваш проект.